«Камчатский форум» logo

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

2 страниц   1 2 >   ( К первому непрочитанному сообщению )
Ответить · Открыть тему
> Является ли атеизм религией?, (А. Вязовский)
Цыпо
20.10.2006, 8:49
Сообщение #1


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]



“Попытки образовать фанатика - это
то же самое, что направить луч света
в глаза: зрачки инстинктивно сужаются”.
Оливер Венделл Холмс

Довольно часто в беседах с верующими людьми и при чтении религиозной литературы мне приходится встречаться с высказываниями типа: “атеизм - это религия”, “Вам (атеистам) на самом деле приходиться верить в то, что Бога не существует” и т.д. Подобные безграмотные заявления можно встретить и в печати. Например, в казанской газете “Вера” (1996 год №dirol.gif опубликована статья с громким и тенденциозным названием “Атеизм - религия лжи”. Автор заявляет, что “религиозность - одно из первейших свойств личности и атеизм - настоящая религия со всеми ее атрибутами”. И далее следует “логичный” вывод: “Такой религии нужно противодействовать всеми силам, помня, что она представляет собой гибельный путь, и атеист - коварнейший враг”. Похожее заключение делает в своем очередном опусе “Детская вера” небезызвестный диакон А.Кураев: “...ибо атеизм есть род религии, есть антирелигия”. А уж от простых верующих такое приходиться слышать по нескольку раз на дню - “Никаких премуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, от так же построен на вере в отсутствие Бога, ему присущи те же проблемы, что и другим религиям” - это типичная реплика, взятая мной из конференции с “Атеистического сайта”.
Прежде чем объяснить, почему атеизм не является религией, а уж тем более видом верования, я хочу кратко проанализировать мотивацию подобных заявлений. Мне кажется, что наклеивание ярлыков - сильно облегчает и упрощает мыслительный процесс - ведь если определить атеизм как одну из многих религий, то нет необходимости лично разбираться в этом сложном феномене. Помимо этого, атеизм, будучи одной из религий автоматически причесляется к разделу неправильных религий, т.е. таким образом верующий человек структурирует окружающий мир - есть “мы” (например, правильно славящие бога), есть “они” (“заблудшие овцы”), а третьего, понятное дело, не дано - короче, кто не с нами, тот против нас и т.д. Что дает подобное примитивное структурирование и стереотипизация? Ответ очевиден: психологический комфорт - нет белых пятен в картине мира и, следовательно, незачем самому мучиться в поисках истины (ведь она уже давно есть в священном писании, пророчестве и т.д.) и не надо делать сложный мировоззренческий выбор (опираясь на собственные выводы и умозаключения).
Проанализировав некоторые аспекты религиозной психологии, пришло время обратиться к теме моей работы: является ли атеизм религией? Для того чтобы отвтетить на этот вопрос необходимо понять что из себя представляет феномен религии. Для этого я воспользуюсь услугами такой науки как религиоведение. Но вполне вероятно, что научное определение религиии не устроит часть верующих читателей этой работы, поэтому сначала стоит обратиться к богословским разработками данной тематики. Итак, начнем с теологического определения религии. Для А. Меня религия “есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным” (“История религии”. В поисках Пути, Истины и Жизни. Стр. 16-17, М. 1994). По мнению этого православного богослова, вышеупомянутая связь осуществляется прежде всего посредством мистического опыта (т.е. переживаний, связанных с чувством реального присутствия в жизни человека некого высшего начала (там же, с. 12)). Для другого богослова П.А. Флоренского религия - это “система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение”. И, наконец, энциклопедический словарь “Христианство” выделяет среди всех трактовок главное: “религия - организованное поклонение высшим силам” (II том, стр. 462). А теперь зададимся простым вопросом: есть ли в атеизме “связь с Духом Божественным”, “действия и переживания, обеспечивающие душе спасение”, и, в конце концов, “огранизованное поклонение высшим силам”? Не надо быть атеистом, чтобы отрицательно ответить на заданный вопрос.
Но может быть атеизм - религия в научном понимании этого термина? Передо мной лежат пять относительно новых книг по религиоведению: А. Тришин “Мировые религии и религиозные памятники” М. 1997 г., А. Радугин “Введение в религиоведение” курс лекций М. 1997 г., “Религии в истории и культуре” под редакцией М. Писманика 1998 г. М, “Основы религиоведения” под редакцией И.Яблокова 1998 г. М, и, наконец, “Религии человечества” Мишеля Малерба. Во всех этих учебниках можно найти перечисление общих для всех религий признаков и атрибутов:

1. Идеологическая (концептуальная) составляющая – догматы, “символы веры” и т.п.
2. Эмоционально-психологическая – вера, мистический опыт, переживания, экстаз и проч.
3. Культово-прагматическая – религиозные обряды, таинства, ритуалы…
4. Организационная – церкви, общины и т.д.


Для удобства изложения и наглядности я составил таблицу:


Религия

Атеизм
Вера в Бога (богов, ангелов, т.е. в сверхъестественное)
см. ниже
ЕСТЬ НЕТ
Церкви, общины
ЕСТЬ НЕТ
Богооткровенные книги
Священные писания
ЕСТЬ НЕТ
Святые, мученники, жрецы священники, муллы и проч.
ЕСТЬ НЕТ
Чудеса
ЕСТЬ НЕТ
Жизнь после смерти
ЕСТЬ НЕТ
Ад/рай/нирвана/сансара и т.п.
ЕСТЬ НЕТ
Душа, дух
ЕСТЬ НЕТ
Храмы, синагоги, мечети
ЕСТЬ НЕТ
Культовые предписания и обряды (заповеди, молитвы, посты, жертвопринашения и т.п.)
ЕСТЬ НЕТ
Пророчества, предсказания
ЕСТЬ НЕТ
Страшный суд, конец света
ЕСТЬ НЕТ

Есть еще один предрассудок относительно атеизма, который стоит прояснить:
“…безбожник изо всех сил старается убедить себя и других в том, что он … ничего не принимает на веру, полагая, что его неверие в Бога есть результат мыслительной деятельности… А что же в действительности? Разумеется, заслоняясь от света Истины, человек просто верит в то, что Бога нет, ибо доказательств привести не может, а совершенно ни во что не верить он не способен” или “Все в этом мире построено на вере. Даже если Вы абсолютный скептик и считаете, что ни во что не верите, то это и есть ваша вера”. Я полагаю, что в целом приведенные цитаты представили точку зрения на атеизм как на веру в то, что бог (и сверхъестественное, вообще) не существует. Это типичное заблуждение кроется в незнании точного значения такого понятия как религиознаы вера. Религиозная вера - это убежденность в реальном существовании сверъестественных существ, особых свойств у отдельных предметов, помимо этого еще и особое психологическое состояние, которое характеризуется рядом объективных признаков: особыми эмоциональными переживаниями и настроениями, эстетическими чувствами и даже аффектами (например, религиозный экстаз). Более того, религиозные верования - эта всегда чувства с "положительным знаком", нечто позитивное, это всегда вера во что-то - святых, пророков, учителей, в священнослужителей, в возможность общения с духами, в истинность догматов и религиозных текстов и т.д. У атеиста же просто нет ни религиозной веры, ни психологического состояния, которым характеризуется эта вера. Поясню на примере: если Вас спросят, верите ли Вы в леших и кикимор? Каков будет ответ? Нет, я не верю или я верю, что их не существует? Очевидно, что неверие не может быть предметом веры, тем более религиозной. Или, например, если Вы христианин или мусульманин, то верите ли Вы, что Зевса не существует или просто не верите в него, а верите во Христа (Аллаха)?
Если Вы честно ответили самому себе на этот вопрос, то теперь понимаете, почему атеизм не является верой в несуществование того или иного божества или сверхъестественного в целом - отсутствие веры никак нельзя превратить в веру в отсутствие.
Офлайн · Карточка · Приват
^
Светлана1
20.10.2006, 11:59
Сообщение #2


Единение личности, души и духа
*******

Награды: 4
Группа: ??????
Сообщений: 1 633
Регистрация: 26.08.2006

Репутация: 27 [ - / + ]


Лично я отвечу однозначно: атеизм не является религией.
Еще скажу, что, люди, которые говорят, что они атеисты, на мой взгляд, лукавят.
Есть ли абсолютные атеисты? Врядли. Все во что-то да верят.
Более того, в некоторых "непридвиденных" для атеистов моментах, у них (даже если они этого не хотели) проблескнут мысли о Божественном, ну или на худой конец, о потустороннем, необъяснимом и т.д.
Атеизм это состояние человека, который еще не познал большего, чем он может логически объяснить и религия не имеет к этому никагого отношения.
И Атеист вовсе не враг, да, с ним верующему человеку сложно общаться, но правельнее всего посочувствовать атеисту, так как ему сложнее жить.

Сообщение отредактировал Светлана1 - 20.10.2006, 11:59


--------------------
Сердце жаждет видеть свет в мире мрака, истину в мире лжи, любовь в мире ненависти.
Изображение
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
20.10.2006, 12:52
Сообщение #3


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Светлана1 @ 20.10.2006, 12:59)

Врядли. Все во что-то да верят.


Вера комплексное понятие, включающая в себя и идеалистический догматизм и доверие к источнику информации. У вас странное идиализированное восприятие, атеизм не подразумевает крайний скептицизм, это всего лишь гражданская позиция направленная на антиклерикализацию общества и философская, показывающая, что данному конкретному человеку такая гипотеза, как бог, не нужна...

Цитата
проблескнут мысли о Божественном, ну или на худой конец, о потустороннем, необъяснимом и т.д.


Мозг всегда ищет объяснения всему, что происходит в этом мире, пытаясь увязать не увязываемое, поэтому научные знания и отличает жесткость логических построений.

Цитата
Атеизм это состояние человека, который еще не познал большего, чем он может логически объяснить и религия не имеет к этому никагого отношения.


Дело в том что в этом мире есть много людей, которым не нужна простая идея объясняющая все и вся. Для верующего нет необъяснимых вещей, у него есть божий промысел. Для атеиста есть только логика и накопленные объективные знания о мире и множество хитроумных догадок приблежающих его к возможно искаженной картине происходящего.

Цитата
И Атеист вовсе не враг, да, с ним верующему человеку сложно общаться, но правельнее всего посочувствовать атеисту, так как ему сложнее жить.


Действительно столько много нужно знать, лишний раз думать, не чтоб свечку поставить и перекреститься...
Офлайн · Карточка · Приват
^
Светлана1
20.10.2006, 13:55
Сообщение #4


Единение личности, души и духа
*******

Награды: 4
Группа: ??????
Сообщений: 1 633
Регистрация: 26.08.2006

Репутация: 27 [ - / + ]


Цитата(Цыпо @ 20.10.2006, 14:52)

У вас странное идиализированное восприятие,


Ну наконец-то нашлись правельные слова в мой адрес. rolleyes.gif

А вы с "Шакалом" не братья-близнецы?


--------------------
Сердце жаждет видеть свет в мире мрака, истину в мире лжи, любовь в мире ненависти.
Изображение
Офлайн · Карточка · Приват
^
Fregat
20.10.2006, 17:31
Сообщение #5


Заслуженный участник
*****

Награды: 2
Группа: VIP
Сообщений: 799
Регистрация: 21.08.2005

Репутация: 12 [ - / + ]


Согласен с тем, что атеизм не является религией, однако верой может быть, все зависит от особенностей данного конкретного атеиста.

Вообще атеистов можно поделить условно на два типа: одни не веруют в наличие, другие веруют в отсутствие. Формально их позиции сходны, но психологически между ними существенная разница наблюдается, у вторых порой фанатизм проявляется побольше чем у иного религиозника. Возможно к ним применим термин "квазирелигиозность". Религией это нельзя назвать, но некоторые элементы религиозного сознания наличествуют(не только в атеизме случается).

К слову сказать, религиозных людей под одну гребенку тоже подгонять нельзя, очень разные они бывают по мотивации и психологическому портрету.
ИМХО.



--------------------
"Если долго вглядываться в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
23.10.2006, 12:07
Сообщение #6


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Fregat @ 20.10.2006, 18:31)

одни не веруют в наличие, другие веруют в отсутствие.


Игра слов. Слово "вера" тут избыточное атеист вовсе не тот, кто говорит "бога нет!", а тот, кто не говорит "бог есть", то есть в данном тезисе не нуждается. Наверное речь идет о терминах сильный и слабый атеизм. Я слабый атеист.

Цитата
Формально их позиции сходны, но психологически между ними существенная разница наблюдается, у вторых порой фанатизм проявляется побольше чем у иного религиозника.


Ну, неадекваты есть в любой среде.

Цитата
Возможно к ним применим термин "квазирелигиозность". Религией это нельзя назвать, но некоторые элементы религиозного сознания наличествуют(не только в атеизме случается).


Расшифруй термин квазирелигиозность. К тому же атеист - скептик в вопросе существования бога (в других - может и не быть скептиком).

Цитата
К слову сказать, религиозных людей под одну гребенку тоже подгонять нельзя, очень разные они бывают по мотивации и психологическому портрету.


Согласен.

З.Ы., Всем кто хочет подвязаться в спор рекомендую http://khazarzar.skeptik.net/books/kh/skep_the.htm
Офлайн · Карточка · Приват
^
Fregat
23.10.2006, 19:49
Сообщение #7


Заслуженный участник
*****

Награды: 2
Группа: VIP
Сообщений: 799
Регистрация: 21.08.2005

Репутация: 12 [ - / + ]


Цитата(Цыпо @ 23.10.2006, 13:07)

Игра слов. Слово "вера" тут избыточное атеист вовсе не тот, кто говорит "бога нет!", а тот, кто не говорит "бог есть", то есть в данном тезисе не нуждается. Наверное речь идет о терминах сильный и слабый атеизм. Я слабый атеист.

Не всегда слово "вера" избыточно. Для первого типа, да, избыточно, для второго нет. Если для первых атеизм это только точка зрения, к которой они пришли логическим путем верным на их взгляд и не более того, то для вторых это становится в некой степени самодостаточной Идеей, в которую они начинают именно веровать, утрачивая непредвзятость. Это различие психологического характера, зависит вероятно от личностных особенностей и проявляется не только в атеизме.

О термине сильный/слабый атеизм.
Увы, мой английский хорош не на столько, чтоб воспользоваться данной ссылкой mad.gif .
Однако мне кажется, что у рациональной точки зрения не может быть интенсивности, сильный/слабый, это более характерно именно для веры. Хотя конечно может различно оцениватся важность вопроса.
Цитата


Ну, неадекваты есть в любой среде.

Несомненно, и они будут всегда.
Цитата

Расшифруй термин квазирелигиозность. К тому же атеист - скептик в вопросе существования бога (в других - может и не быть скептиком).


Сразу оговорюсь, что оный термин применим ко второй условной группе атеистов.
Это"почти религиозность", наличие некоторого сходства, прежде всего психологического. Иногда становится заметным элемент веры, например в такой вполне атеистической концепции как Марксизм-Ленинизм довольно много элементов квазирелигиозности, там и аналоги святых с их житиями, свои пророчества с обещанным будущим раем, примеры самопожертвований, недопустимость вероотступничества и т.п. Кто те времена помнит, тот поймет.
Пример конечно своеобразный, но наглядный. Обычно конечно не так явно.

Вообще тут весьма индивидуально, т.к. нет единого ученя "атеизм".
ИМХО.


--------------------
"Если долго вглядываться в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)
Офлайн · Карточка · Приват
^
Vivyen
24.10.2006, 6:01
Сообщение #8


Элита
*******

Награды: 8
Группа: VIP
Сообщений: 8 198
Регистрация: 19.08.2006

Репутация: 0 [ - / + ]


Цитата
О термине сильный/слабый атеизм



В кратце, сильный атеизм отрицает существование Бога как такового, а слабый атеизм утверждает, что Бог не существуе без веры в него.

Цитата
Это"почти религиозность", наличие некоторого сходства, прежде всего психологического. Иногда становится заметным элемент веры, например в такой вполне атеистической концепции как Марксизм-Ленинизм довольно много элементов квазирелигиозности, там и аналоги святых с их житиями, свои пророчества с обещанным будущим раем, примеры самопожертвований, недопустимость вероотступничества и т.п. Кто те времена помнит, тот поймет.


Квазирелигиозность - мнимая религия, у которой есть внешние черты религии, но без веры в Бога, ему находят замену в виде сверчеловека.
"Большевики грезили воображаемым будущим – коммунизмом и созданием нового совершенного "сверхчеловека". Настоящее и прошедшее отрицалось во имя утопического "завтра". Советская власть придала мировоззренческую законченность квазирелигиозному культу, который начал складываться в России с 60-х годов XIX века. Образ В. Ленина еще при жизни пролетарского вождя стал обретать признаки сверхчеловека – божества с типичными чертами цикличности: мессианская цель – страдание за народ – победа, которая создаст новую общность. Был создан квазирелигиозный культ Ленина, И. Сталин по "должности" унаследовал сакральную природу Ленина как своего первообраза, согласно формуле: "Сталин – Ленин сегодня".

Эта формула явилась коммунистической интерпретацией базовой христианской оппозиции "образ–первообраз", когда православный царь воспринимался как образ своего небесного первообраза Иисуса Христа. Иоанн Кронштадтский проповедывал, что "царь самодержавно правит народом, как образ Царя Царей" [Отец… 1909, с. 92]. Христианская оппозиция "образ–первообраз", имевшая своей базой неоплатоническую онтологию бытия, возродилась в квазирелигиозном культе Ленина–Сталина. В рамках квазирелигиозной коммунистической идеологии провозглашалась новая мораль, новые культовые обряды – октябрины вместо крестин и т.д. Была сформулирована и новая мессианская идея, которая воплощалась через Третий Интернационал"(Л.Андреева)




--------------------
"До чего луна похожа на пятак в пустом кармане! -
Чуть посветит среди ночи, ухмыльнется и уйдет.
А бывает, счастье тоже растворится, как в тумане, -
И ищи его, где хочешь дни и ночи напролет."
А.Лысиков
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
24.10.2006, 8:03
Сообщение #9


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Fregat @ 23.10.2006, 20:49)

для вторых это становится в некой степени самодостаточной Идеей, в которую они начинают именно веровать, утрачивая непредвзятость.


Различные формы проявления идеализма склонны не только религиозные фанатики, но и заядлые охотники, рыболовы, филателисты. Сам по себе идеализм не означает отсутствие адекватности, а более сильную(смелую) позицию по вопросу, а значит более уязвимую в филосовском споре.

Цитата
что у рациональной точки зрения не может быть интенсивности, сильный/слабый, это более характерно именно для веры. Хотя конечно может различно оцениватся важность вопроса.


Слабый сильный в данном случае имеют иной смысл чем физическая сила. Это разные филосовские позиции сильная "Бога нет", уклончивая (слабая) "Я в этой гипотизе не нуждаюсь!". Первое утверждение онтологическое, второе гносеологическое.

Цитата
Это"почти религиозность", наличие некоторого сходства, прежде всего психологического. Иногда становится заметным элемент веры


Дело в том что "почти религиозность" это как латентный пидорас, с одной стороны спит с бабами, но с другой стороны лютый гомомфоб wink.gif.

Цитата
квазирелигиозности, там и аналоги святых с их житиями, свои пророчества с обещанным будущим раем, примеры самопожертвований, недопустимость вероотступничества и т.п. Кто те времена помнит, тот поймет.


Хочешь я тебе найду десять общих черт у презерватива и автобуса? Подобные сравненения лишь от части корректны, потому как основаны на размытии терминалогии. Тогда любая политическая система превратится в теократическую.

Цитата
Вообще тут весьма индивидуально, т.к. нет единого ученя "атеизм".


Ну почему же есть множество забавных филосовских систем "дзен буддизм", "карианство", нью эйдж(здесь я не уверен, не знаком).

Цитата
В кратце, сильный атеизм отрицает существование Бога как такового, а слабый атеизм утверждает, что Бог не существует без веры в него.


Интересная формулировка wink.gif под второй не подпишусь явно присутсвует логическая петля. Вообще слабый атеизм возник, как способ отвязаться от религиозной полемики, если уж люди живут идеей и не просят лечения, то это их личное дело... Но с другой стороны клерикализация создает все больше "сильных" атеистов, готовых отстаивать позиции науки, к тому же дискредитация аврамитских религий не представляет особого труда.

Цитата
Квазирелигиозность - мнимая религия, у которой есть внешние черты религии, но без веры в Бога, ему находят замену в виде сверчеловека.


Ну это не обязательно замена, это работа инстиктивного иерархического поведения, когда любой лидер приобретает черты сверхчеловека, идеализируется. То есть любая диктатура, монархизм, теократия используют единый человеческий комплекс поведения. При таком взгляде на веру - это бог мегалидер обезъян, сверхобезьяна.

Цитата
Эта формула явилась коммунистической интерпретацией базовой христианской оппозиции "образ–первообраз", когда православный царь воспринимался как образ своего небесного первообраза Иисуса Христа.


Паралельная эволюция схожих обрядов и образов и религиозных идей, говорит о костности нашего мышления (его инстиктивной основе), мы раз за разом в разных культурах, с разной атрибутикой возрождаем культ сверхобезьяны.
Офлайн · Карточка · Приват
^
Vivyen
24.10.2006, 9:25
Сообщение #10


Элита
*******

Награды: 8
Группа: VIP
Сообщений: 8 198
Регистрация: 19.08.2006

Репутация: 0 [ - / + ]


Цитата
Паралельная эволюция схожих обрядов и образов и религиозных идей, говорит о костности нашего мышления (его инстиктивной основе),


Человеку необходимо во что-то верить. Можно верить в "доброго царя", в Бога, самого себя в конце концов... Вера минимизирует страх и дискомфорт перед двумя очень важными моментами человеческого существования – страхом смерти и страхом будущего. Веруя, человек получает иллюзию неуязвимости, спокойствия и избавления от страхов и сомнений - "на все воля Господа", "Бог накажет", "бог воздаст" и т.д. Также вера даёт необходимый уровень душевного комфорта, спокойствия от того, что общая картина мира выяснена и логически объяснена. И не надо заново изобретать велосипед...Но,становясь верующим, человек ограничивает себя в возможности поиска своего объяснения мироустройства, своей философии, принимая на веру то, что ему предложили.

Не верит в Бога - буде поклоняться Дьяволу, поверит в "сверхобезьяну", может исам объявить себя Наполеоном - это уже каждый выбирает сам в силу своего психического, интеллектуального, социального положения.

В 1917г. религию заменили квазирелигиозностью, верой - лжеверой, довольно успешно... Во 2 половине 80-х - обратный процесс, разрушив коммунистическую квазирелигиозность, народу вновь дали веру... Власть, прекрасно осознавая необходимость веры, активно поддерживает церковь.
Последний закон ГД еще раз подчеркивает это.
Цитата
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, освобождающий от налога на добавленную стоимость (НДС) торговлю религиозной литературой и утварью. Как сообщает РИА "Новости", За закон проголосовали 385 депутатов, против - 28.
Правка действующего законодательства потребовалась для того, чтобы устранить неоднозначное толкование нормы, касающейся налогообложения религиозных организаций. Согласно действующему закону, от НДС освобождаются организации, производящие и торгующие предметами религиозного назначения.
Однако налоговые органы считают, что на льготу могут рассчитывать только производители. С компаний же, которые торгуют чужой продукцией, налоговики требуют НДС. Принятый Госдумой законопроект запрещает взымать этот налог и с продавцов.
blush.gif




--------------------
"До чего луна похожа на пятак в пустом кармане! -
Чуть посветит среди ночи, ухмыльнется и уйдет.
А бывает, счастье тоже растворится, как в тумане, -
И ищи его, где хочешь дни и ночи напролет."
А.Лысиков
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
24.10.2006, 12:59
Сообщение #11


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Vivyen @ 24.10.2006, 10:25)

Человеку необходимо во что-то верить. Можно верить в "доброго царя", в Бога, самого себя в конце концов...


Не совсем так, обычный религиозник в своей бытовой составляющей, ни чем от атеиста не отличается. Потому так много обрядовых обязанностей у воцерквленного верующего иначе текучка и бытовые напряжения мысли отвлекут от духовных хождений по кругу. Аврамитские культы обычно имеют максимальную отдачу, либо, при значительном политическом весе и идеалогической диктатуре, либо в стрессовых для общества моментах, когда исчезает налет цивилизованности общества и мы превращаемся в стаю животных.

Цитата
Вера минимизирует страх и дискомфорт перед двумя очень важными моментами человеческого существования – страхом смерти и страхом будущего.


Скорее учит боятся собственной тени. Подобные страхи не врожденные им нужно сначало обучить.

Цитата
Веруя, человек получает иллюзию неуязвимости, спокойствия и избавления от страхов и сомнений - "на все воля Господа", "Бог накажет", "бог воздаст" и т.д.


Так видят мир маленькие дети. Я читал монографию одного из заключенных нациского концентрацеонного лагеря, он описывает схожую систему ценностей внедрявшихся в заключенных. В данном случае "богом" являлся надсмотрщик, люди умирали не столь от невыносимых условий сколь из-за деградации личности.

Цитата
Также вера даёт необходимый уровень душевного комфорта, спокойствия от того, что общая картина мира выяснена и логически объяснена. И не надо заново изобретать велосипед...


Ну да, ну да, земля плоская и небо хрустальный свод.

Цитата
Но,становясь верующим, человек ограничивает себя в возможности поиска своего объяснения мироустройства, своей философии, принимая на веру то, что ему предложили.


Ну не зря они попы называют верующих паствой(стадом) конкретно овцами... Беее..

Цитата
Не верит в Бога - буде поклоняться Дьяволу, поверит в "сверхобезьяну", может исам объявить себя Наполеоном


Иррациональный инфантильный страх, вас уже научили боятся или в процессе?

Цитата
это уже каждый выбирает сам в силу своего психического, интеллектуального, социального положения.


Это называется свобода мышления.

Цитата
Власть, прекрасно осознавая необходимость веры, активно поддерживает церковь.
Последний закон ГД еще раз подчеркивает это.


Власть осознает необходимости кнута, в ситуациях, когда она демонстрирует неэфективность управления. К тому же церковь это не институт власти, а автономная структура, которая может сама подменить власть, как например у талибов. Скорее мы видим сдачу позиций светской власти в пользу теократического управления обществом.
Офлайн · Карточка · Приват
^
Fregat
24.10.2006, 17:57
Сообщение #12


Заслуженный участник
*****

Награды: 2
Группа: VIP
Сообщений: 799
Регистрация: 21.08.2005

Репутация: 12 [ - / + ]


Цитата(Vivyen @ 24.10.2006, 7:01)

В кратце, сильный атеизм отрицает существование Бога как такового, а слабый атеизм утверждает, что Бог не существуе без веры в него.

Не очень понятно со слабым атеистом, если он признает существование верящих в Бога(что отрицать пороблемно), то он автоматом признает и его существование?




--------------------
"Если долго вглядываться в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)
Офлайн · Карточка · Приват
^
Vivyen
24.10.2006, 18:24
Сообщение #13


Элита
*******

Награды: 8
Группа: VIP
Сообщений: 8 198
Регистрация: 19.08.2006

Репутация: 0 [ - / + ]


Слабый атеизм утверждает, что мы не знаем есть ли Бог (он не отрицает его существование категорически), так как нет доказательств этому, а просто верить - глупо. А нет веры - нет и Бога.
Если сильный атеист может сказать: "Бога нет!", то слабый скажет "Я не знаю есть ли Бог, потому что это не доказано."

Вроде бы так объяснила.



--------------------
"До чего луна похожа на пятак в пустом кармане! -
Чуть посветит среди ночи, ухмыльнется и уйдет.
А бывает, счастье тоже растворится, как в тумане, -
И ищи его, где хочешь дни и ночи напролет."
А.Лысиков
Офлайн · Карточка · Приват
^
Fregat
24.10.2006, 18:35
Сообщение #14


Заслуженный участник
*****

Награды: 2
Группа: VIP
Сообщений: 799
Регистрация: 21.08.2005

Репутация: 12 [ - / + ]


Цитата(Цыпо @ 24.10.2006, 9:03)

Различные формы проявления идеализма склонны не только религиозные фанатики, но и заядлые охотники, рыболовы, филателисты. Сам по себе идеализм не означает отсутствие адекватности, а более сильную(смелую) позицию по вопросу, а значит более уязвимую в филосовском споре.


Нуда. Разница между атеистом и филатеистом в том, что это позиция фундаментально-мировозренческая, потому вера атеиста в свою Идею имеет более всеохватные последствия.
Цитата


Слабый сильный в данном случае имеют иной смысл чем физическая сила. Это разные филосовские позиции сильная "Бога нет", уклончивая (слабая) "Я в этой гипотизе не нуждаюсь!". Первое утверждение онтологическое, второе гносеологическое.

Понятно. Имхо первый вариант имеет больше шансов начать подражать религии.
Цитата

Дело в том что "почти религиозность" это как латентный пидорас, с одной стороны спит с бабами, но с другой стороны лютый гомомфоб wink.gif.

Дедушка Фрейд конечно открыл целую главу в психологию, и не малое влияние на культуру оказал, но с этой и с некоторыми иными положениями его теории я не соглашусь.
Цитата

Хочешь я тебе найду десять общих черт у презерватива и автобуса? Подобные сравненения лишь от части корректны, потому как основаны на размытии терминалогии. Тогда любая политическая система превратится в теократическую.

В данном случае дело не просто в наличии некого сходства, а в том, что оно(возможно) происходит от работы сходных психологических механизмов.
И кстати да, любая полит система так или иначе похожа на теократическую, видимо такова природа человеческая.
Цитата

Ну почему же есть множество забавных филосовских систем "дзен буддизм", "карианство", нью эйдж(здесь я не уверен, не знаком).

И я к тому же, атеизмы разные бывают.
Цитата

к тому же дискредитация аврамитских религий не представляет особого труда.

Правда на самих верующих эта дискредитация действует действует весьма вяло.





--------------------
"Если долго вглядываться в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)
Офлайн · Карточка · Приват
^
Fregat
24.10.2006, 18:53
Сообщение #15


Заслуженный участник
*****

Награды: 2
Группа: VIP
Сообщений: 799
Регистрация: 21.08.2005

Репутация: 12 [ - / + ]


Цитата(Vivyen @ 24.10.2006, 10:25)

Но,становясь верующим, человек ограничивает себя в возможности поиска своего объяснения мироустройства, своей философии, принимая на веру то, что ему предложили.



Отнють необязательно, люди в Бога верят очень по разному. Иногда встречается такой тип человека верующего, который является вместе с тем и философом-искателем, весьма интересный тип.




--------------------
"Если долго вглядываться в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
25.10.2006, 7:06
Сообщение #16


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Vivyen @ 24.10.2006, 19:24)

Если сильный атеист может сказать: "Бога нет!", то слабый скажет "Я не знаю есть ли Бог, потому что это не доказано."


Это уже почти агностик. Хотя с учетом что у нас не принято разделять понятия сойдет.
Офлайн · Карточка · Приват
^
Vivyen
25.10.2006, 7:10
Сообщение #17


Элита
*******

Награды: 8
Группа: VIP
Сообщений: 8 198
Регистрация: 19.08.2006

Репутация: 0 [ - / + ]


Цитата
Хотя с учетом что у нас не принято разделять понятия сойдет.


А с пивом так вообще на ура прокатит. biggrin.gif


--------------------
"До чего луна похожа на пятак в пустом кармане! -
Чуть посветит среди ночи, ухмыльнется и уйдет.
А бывает, счастье тоже растворится, как в тумане, -
И ищи его, где хочешь дни и ночи напролет."
А.Лысиков
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
25.10.2006, 7:26
Сообщение #18


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Fregat @ 24.10.2006, 18:57)

Не очень понятно со слабым атеистом, если он признает существование верящих в Бога(что отрицать пороблемно), то он автоматом признает и его существование?


А что разве отсутствие или присутсвие какого-то объекта во вселенной зависит от субъективного мнения религиозников? Видишь ли с онтологическими гипотезами всегда так, они принципиально не доказуемы, а как следствие принципиально не опровергаемы. Единственный путь не принимать во внимание такие метафизические утверждения, это один из принципов отличающие научный поиск.

Цитата
Нуда. Разница между атеистом и филатеистом в том, что это позиция фундаментально-мировозренческая, потому вера атеиста в свою Идею имеет более всеохватные последствия.


Какие например?

Цитата
В данном случае дело не просто в наличии некого сходства, а в том, что оно(возможно) происходит от работы сходных психологических механизмов.
И кстати да, любая полит система так или иначе похожа на теократическую, видимо такова природа человеческая.


Теократическая похожа на любую другую, первоисточник племенное управление, где во главе лучший охотник, вождь или даже потомок вождя(зачатки монархии).

Цитата
Правда на самих верующих эта дискредитация действует действует весьма вяло.


Ну что ж боевая мантра нынешних верующих "верую ибо нелепо".

Цитата
Отнють необязательно, люди в Бога верят очень по разному. Иногда встречается такой тип человека верующего, который является вместе с тем и философом-искателем, весьма интересный тип.


Раньше таких на костре жгли, а сейчас особо харизматичные личности просто создают свои "секты". Фундаментализм основный принцип религиозного "знания", ни кто не будет заниматься исправлением внутрених противоречий, так как это разрушит догматику и дискредитирует авторов священных текстов.
Офлайн · Карточка · Приват
^
Fregat
25.10.2006, 18:06
Сообщение #19


Заслуженный участник
*****

Награды: 2
Группа: VIP
Сообщений: 799
Регистрация: 21.08.2005

Репутация: 12 [ - / + ]


Цитата(Цыпо @ 25.10.2006, 8:26)

А что разве отсутствие или присутсвие какого-то объекта во вселенной зависит от субъективного мнения религиозников? Видишь ли с онтологическими гипотезами всегда так, они принципиально не доказуемы, а как следствие принципиально не опровергаемы. Единственный путь не принимать во внимание такие метафизические утверждения, это один из принципов отличающие научный поиск.

К сожалению если быть до конца последовательным, то придется признать, что довольно многие вещи принципиально недоказуемы, мы уже как-то упоминали солипсизм. Элемент веры неизбежен.
Цитата

Какие например?

Это я к тому сказал, что "развилка" Бог есть/нет одна из ключевых в философском и мирвозренческом построении, потому способна оказать на философскую и жизненную позицию человека много большее влияние чем наличие/отсутствие интереса к маркам.
Цитата

Ну что ж боевая мантра нынешних верующих "верую ибо нелепо".

Нужно заметить, что далеко не только нынешних, этой фразе вроде прилично уже времени. Справедливости ради отмечу, что не все так действуют. Некоторые пытаются найти способы противоречия разрешить, другие не считают их критическими.
Цитата

Раньше таких на костре жгли, а сейчас особо харизматичные личности просто создают свои "секты".


Не всегда они репрессиям подвергались, только если входили в противоречие с основными символами веры.
По моим личным наблюдеиям, в сектах свободомыслия на порядок меньше чем среди "обычных" верующих. Все Св. Иеговы которых я знал считали слово "философия" почти ругательством, дрессура у них практикуется много больше, они даже говорят часто одними и теми же словами. Среди православных картинка заметно иная(в среднем).


--------------------
"Если долго вглядываться в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя" (Ф. Ницше)
Офлайн · Карточка · Приват
^
Цыпо
26.10.2006, 7:29
Сообщение #20


Постоянный посетитель
***

Награды: 1
Группа: ?????????
Сообщений: 206
Регистрация: 19.10.2006

Репутация: 4 [ - / + ]


Цитата(Fregat @ 25.10.2006, 19:06)

К сожалению если быть до конца последовательным, то придется признать, что довольно многие вещи принципиально недоказуемы, мы уже как-то упоминали солипсизм. Элемент веры неизбежен.


В науке есть такое понятие достаточного доказательства и презумций. Элемент веры неизбежен для того кто не хочет думать.

Цитата
Это я к тому сказал, что "развилка" Бог есть/нет одна из ключевых в философском и мирвозренческом построении, потому способна оказать на философскую и жизненную позицию человека много большее влияние чем наличие/отсутствие интереса к маркам.


Сможешь доказать? Быт верующего ни чем не отличается от быта атеиста, жизненные приоритеты примерно те же, развлечения, этапы социализации и т.д. Лишь небольшая часть верующих может резко измениться, с потерей социальных связей сосредоточиться на культе.

Цитата
Нужно заметить, что далеко не только нынешних, этой фразе вроде прилично уже времени. Справедливости ради отмечу, что не все так действуют. Некоторые пытаются найти способы противоречия разрешить, другие не считают их критическими.


В любом случае это словоблудие, а искать совпадения и не замечать противоречий это принцип шарлатана. Такие приемы, в разуме знакомым с логикой, не прокатывают. Может поэтому религиозники хотят внести изменения в образование, я бы на их месте запретил математику.

Цитата
Не всегда они репрессиям подвергались, только если входили в противоречие с основными символами веры.


Насколько я помню на Руси истребляли за несогласие с написанием имени учителя. Какая уж тут логика.

Цитата
По моим личным наблюдеиям, в сектах свободомыслия на порядок меньше чем среди "обычных" верующих. Все Св. Иеговы которых я знал считали слово "философия" почти ругательством, дрессура у них практикуется много больше, они даже говорят часто одними и теми же словами. Среди православных картинка заметно иная(в среднем).


Просто РПЦ еще не накопило критическую массу, но уже сейчас начинает порождать секточки. Внедрение в мозги людей иррационального восприятия мира, дает почву для любых верований, особенно если они удволетворяют основные потребности: "Секс, еда, безопасность, стайность, социальный статус".

Сообщение отредактировал Цыпо - 26.10.2006, 7:31
Офлайн · Карточка · Приват
^

2 страниц   1 2 >
Ответить · Открыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Код кнопки 88x31 Текстовая версия Русская версия Invision Power Board v2.1.7 © 2006  IPS, Inc.